Европа: грузовой трафик на российско-финляндской границе растет
Грузооборот
объединенного порта Хамина - Котка за 7 месяцев снизился на 12,3% по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года. Традиционно он был основным пунктом
перевалки грузов, предназначенных для России, и, как ранее сообщил руководитель
портовой ассоциации Финляндии, теряет часть трафика из-за того, что в
Ленинградской области набирает мощность порт Усть-Луга.
Казалось
бы, чем меньше российского транзита идет через порт Хамина - Котка, тем меньше
должны быть грузовые очереди на российско-финляндской границе. Однако цифры
свидетельствуют об обратном.
По
всем трем основным погранпунктам месячный трафик вырос за год примерно на 2
тыс. автомобилей.
В
июле через Брусничное (Нуйямаа) в Россию въехало 8239 грузовиков (и 51,2 тыс.
легковых автомобилей), через Светогорск (Иматра) в Россию прошло 4676
грузовиков, а через Торфяновку (Ваалимаа) - 16,6 тыс. грузовиков.
Для
сравнения: в июле 2011 г. 6884 грузовика прошло в сторону России через
Светогорск (Иматра), 7151 - через Брусничное (Нуйямаа) (при этом Брусничное
пропустило 51 тыс. легковых автомобилей и мини-грузовиков), Торфяновка
(Ваалимаа) пропустила в Россию 14978 грузовиков (и 37 тыс. легковых
автомобилей).
Эти
показатели ниже, чем данные за 2008 г. (именно тогда был достигнут максимум в
объемах российско-финляндских грузоперевозок, а очереди из фур на границе
исчислялись километрами). В июле 2008 г. трафик на российско-финляндской
границе Светогорск (Иматра) - 1211 грузовиков в Россию, Торфяновка (Ваалимаа)
пропустила в Россию 19,5 тыс. грузовиков, 15 тыс. грузовиков в Россию прошло
через Брусничное.
И
все-таки в краткосрочном периоде объем грузоперевозок растет, и особенно сильно
растет грузопоток через Светогорск. Почему?
По
словам Константина Шаршакова, заместителя руководителя филиала Ассоциации
международных автомобильных перевозчиков по северо-западу России (АСМАП), в
настоящее время через пункт пропуска Светогорск - Иматра следует больше
грузовиков, чем в "пиковом" 2008 г. Основной груз, следующий через
Иматру, - это лес и продукция из древесины. К 2012 г. стабилизировались
перевозки лесных грузов, при этом грузопотоки идут в обе стороны - из России
вывозят сырье, в Россию ввозят продукты деревообработки. (Напомним, перебои в
российско-финляндской торговле древесиной начались после 2006 г., когда наша
страна объявила о планах по пошаговому подъему вывозных пошлин на бревна,
пошлины планировалось довести до запретительных. Таким образом Россия
рассчитывала снизить вывоз сырья в Суоми).
Грузовой
трафик на границе растет и благодаря тому, что в Россию ввозится все больше
товаров финского производства. В частности, из Финляндии импортируется
достаточно много строительных товаров.
Финские
товары ввозятся через все три пункта пропуска, причем водителю фуры в ряде
случаев проще сделать небольшой крюк до Иматры, чем стоять в очереди на
Торфяновке: к примеру, если груз вывозится с предприятия, расположенного на
100-150 км в глубь Финляндии. "Отклонение на 40-50 км - это не
страшно", - говорит К. Шаршаков.
Что
же касается традиционного транзита, следующего по маршруту Котка - Торфяновка -
пункт назначения в России, то он хоть и снижается, но полностью иссякнет не
скоро: грузы, требующие деликатного обращения, включая и продукты питания, и
легко бьющиеся товары, через Усть-Лугу ввозить не всегда целесообразно из-за
плохого качества автомобильных подходов, считает К. Шаршаков: "Я этим
летом ездил в этот порт на легковом автомобиле, чуть там колесо не
потерял...".
В целом
же через Финляндию в Россию можно было бы завозить и больше грузов, если бы не
ограничения, возникающие из-за работы таможни: по подсчетам специалистов АСМАП,
в 2007-2008 гг. (период, когда объем грузоперевозок на российско-финляндской
границе достиг максимума) пропускная способность пункта пропуска Валимаа
-Торфяновка составляла 600-700 грузовых автомобилей в сутки, в настоящее время
- 400-500. (АвтоТрансИнфо/Транспорт в Украине, СНГ, мире) Ярлыки: грузооборот, nota bene
<< Главная страница